CCCXCIV. Богиня случая. Джим Джармуш — чужой среди своих


Какой представляют себе Америку те, кто в ней не был? Наверное множество возникает картинок, но уверен, что ни одна не похожа на созданную Джимом Джармушем. Но вот теперь, для меня и многих, не бывших за океаном, есть и она.

После достаточно удачного дебютного фильма «Отпуск без конца», в котором герой уплывает в Европу, большинство героев последующих фильмов укоренены в Америке, одновременно будучи изгоями. Многие кинокритики объединяют «Более странно, чем в раю», «Вниз по закону» и «Мистический поезд» в трилогию, некоторые говорят о первых двух как о дилогии, тем более, что их объединяет чёрно-белый цвет и схожая аскетичная стилистика. В любом случае, это взгляд на Америку глазами иностранцев, а «иностранцами» там в итоге являются, кроме иммигрантов, и сами граждане страны.

©

«Более странно, чем в раю» (Stranger Than Paradise), 1984 года

Сколько людей, столько представлений о земном рае. У героев фильма он или в Америке в целом, или в отдельно взятых Нью-Йорке, Кливленде и Флориде. Классическое трёхчастное строение фильма: три города, три персонажа, три надежды и три разочарования. Ева (не случайное имя для поисков рая) приезжает из Будапешта к тётке, но та на десять дней ложится в больницу, и она останавливается у двоюродного брата Вилли (на самом деле — Бэлла), считающего себя полноценным американцем в речи, одежде, времяпровождении.

Из магнитофона Евы часто звучит хриплое, раздирающее слух, «I Put a Speell on You» (Я наложил на тебя заклятие), знаменитая песня Джея Хокинса. И заклятие здесь на всех. (Вот тебе и рай). Вилли (Бэлла), зарабатывает, вместе со своим другом Эдди, карточным шулерством и ставками на ипподроме, много смотрит телевизор и гуляет по городу. С Эдди они словно близнецы: похоже одеваются, и носят одинаковые фетровые шляпы. Даже есть кадр, где они, на фоне разного цвета портьер, как отражение друг друга. Один из них американец, другой — иммигрант, но их жизнь по сути ничем не отличается.

Сам Джармуш назвал свой фильм «неореалистичной чёрной комедией». Но его ещё сравнивают и с пьесами Беккета (чего стоят только клички лошадей — Запах Женщины, Настоящая Маккой, Китайский Синдром — всё это названия известных фильмов). Ни район Нью-Йорка в котором живёт Вилли, ни Кливленд, в который уезжает Ева ( куда через год к ней приедут брат с его другом), ни Флорида (где они точно ожидали что-то иное) — не похожи и близко на рай.

«Забавно, мы в новом месте, а выглядит всё точно так же», — говорит один из героев. Тесная комнатушка в задрыпанном районе Манхэттена, засыпанный снегом Кливленд, пустынный берег Флориды. К тому же режиссёр нас ещё погружает в эту одинаковость, монотонность, используя зтм (затемнение), разбивая фильм на множество небольших сцен.

Не буду рассказывать концовку фильма, сочетающего и красоту и уродство, скрытую философичность с очень тонким юмором, в конце — это уже вершина абсурда, при этом снятая всё так же, без всяких преувеличений или аффектаций.

Первая часть фильма была снята на деньги оставшиеся от картины Вима Вендерса «Положение вещей», и весь в целом бюджет обошёлся всего в 90 тысяч долларов.
«Более странно, чем в раю» дал толчок малобюджетному независимому американскому кинематографу. Многие глядя этот фильм вспоминают «Беспечного ездока» Денниса Хоппера (1969), родоначальника жанра «роуд-муви».

©

«Вниз по закону» / «Вне закона» ( Down by Law ), 1986 года

Снова три судьбы, три неудачника и снова чёрно-белый цвет. И всё больше музыки. К музыканту Джону Лури, игравшему в предыдущем фильме Вилли, добавляется уже знаменитый Том Уэйтс и итальянский комик Роберто Бениньи. В фильмах Джармуша большинство актёров — это музыканты или люди из различных тусовок, играющих словно изнанку себя — неудачников, опустившихся, людей из самых низов. И возникает вопрос: а по сути есть ли между ними разница?

Фильм снимал, оператор Вима Вендерса, голландец Мюллер. И если не забывать, что сам Джармуш, живя в Париже, обрёл способность смотреть на Америку со стороны, то теперь оператор-иностранец усилил такой взгляд.

И ещё один город — Новый Орлеан, и всё те же замусоренные улицы, похожие дома, примитивная геометрия. И сколько камера ни движется то в одну, то в другую сторону, мы видим одно и тоже.

Но картинка и само повествование становятся всё чётче и яснее, всё, я бы сказал, острее. Изменения в стилистике, её формирование, происходили от фильма к фильму, но только здесь уже полностью тот Джармуш, образ которого есть у каждого его зрителя.

Все герои, каждый своим путём, попадают в тюрьму, в одну камеру. Но и камера не сильно отличается от улиц и квартир героев, те же серость и уныние. Точнее, улицы и квартиры, не сильно отличаются от камеры. Джек (сутенёр, играет Джон Лури) и Зак (диск-жокей, Том Уэйтс) попадают в тюрьму будучи кем-то подставленными, а вот третий, итальянец Боб (шулер, Роберто Бениньи) — за реальное убийство при самообороне.
Весь фильм — странная сказка: странным образом герои попадают в тюрьму, чудесным — бегут из неё, откуда-то появляются то спички, то приправа, то кролик (Боб/Бениньи в роли «фокусника»), то ресторанчик с «принцессой»-спасительницей. Причём воспринимается всё это совершенно реалистично и даже обыденно.

Зак и Джек, два американца, непрерывно спорят и терпеть не могут друг друга, на самом деле будучи невероятно похожими. Их мирит и объединяет Боб, с трудом говорящий на английском, цитирующий Уитмена и Фроста, рисующий на стене камеры квадрат окна для своих новых друзей, напевающий — «I scream, You scream, We all scream, for ice cream» (Я ору, Ты орёшь, Мы все орём, требуя мороженого), и за ним сначала подпевают Зак и Джек, а затем и вся тюрьма.

Фильм-сказка и заканчивается как сказка: один остаётся в «замке» с «принцессой», двое других на развилке, поменявшись куртками, уходят в разные стороны, чтобы, возможно, больше никогда не встретиться, ведь Америка такая большая.

Я просто двигаюсь от фильма к фильму. Это не суеверие. Просто мне не нравится оглядываться назад и в творчестве, и в жизни. © Джим Джармуш

Замечательное качество не дающее зациклиться на достигнутом или, наоборот, на неразрешимом. Только так возможно найти что-то новое, да и вдруг оказаться на другой стороне пропасти, которую казалось не перешагнуть. И скука, пронизывающая пространство, не успевает прилипнуть и стать частью тебя.

Поэзия прекрасна, но чистая страница не менее выразительна чем стихотворение. ©Джим Джармуш

Литература:

Джим Джармуш. Интервью. Издательский Дом "Азбука - классика", Спб., 2007 г.
Долин Антон. Джим Джармуш. Стихи и музыка. Новое литературное обозрение, М., 2017 г.

Автор: @anjar


Если вы желаете попробовать свои силы в качестве нашего автора, то стучитесь по любому из представленных контактов.
Также любой может свободно использовать тег chaos-legion. Посты по этому тегу просматриваются и имеют все шансы быть апнутыми нашим паровозиком суммарной мощностью около 2 000 000 СГ.

Контакты

Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Личка в телеграм: varwar, lumia, dajana
Тег: chaos-legion


Sequere nobis. Nos scientiam

@chaos.legion


Комментарии 28


@chaos.legion

Напомнило мне мнение писателя Владимира Солоухина о некрасовском стихотворении "Несжатая полоса".

Солоухин был из крестьян и хорошо был знаком с полевыми работами и укладом крестьянской жизни. И вот конец осени. Весь хлеб сжат, зерно отвезено на мельницу, скотина накормлена и у неё на зиму есть сено и солома, крестьяне привозят с ярмарки гостинцы для жен и детей и радуются тому, что могут наконец отдохнуть от тяжелого труда. А этот (Некрасов) замечает какую-то одну несжатую полоску и печалится о ней.

Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.

Америка - такая благодатная страна. Здесь всё есть, заработать относительно легко, государство платит за образование. Работать, конечно, нужно, но своим трудом, даже обычному трудовику, можно заработать на дом и комфортабельную жизнь. Не говоря уже о людях со способностями к бизнесу.

Разумеется, здесь полно бомжей и бездельников, которые не хотят работать и живут за счет государства. Вон полно их спит на пляже в Санта Монике. Можно, конечно, сделать фильм и о них и из этого сделать вывод, что в Америке нет рая.

Это точно. В Америки нет рая, также как его нет и ни в какой другой стране на свете. Но, пока что, Америка - это, пожалуй, лучшее, чего человечество смогло добиться, за свою десятитысячную сознательную историю.

Разумеется - это только мое скромное мнение.

15.08.2018 22:03
0

Да, буквальности прочтения вам не занимать) и Джармуш не угодил, а сравнение с Солоухиным позабавило)) То о чём вы говорите - понятно и лежит на поверхности, думаю, что кино, как и статья - не критика Америки) а всего лишь о неприкаянности человека.
Повеселили и, одновременно, огорчили.

16.08.2018 03:18
0

@anjar Это да...Здесь тебя полностью оставляют в покое. Но как и любая жизненная ипостазь - это имеет свою положительную и отрицательную сторону. Америка предоставляет человеку огромную возможность быть неприкаянным. )))

16.08.2018 03:29
0

@mgaft1 да, вот такой Джармуш странный режиссёр-поэт, не хочет оды петь и снимать мюзиклы.

16.08.2018 03:34
0

@anjar Я мюзыклов тоже не люблю, да и од тоже. А вот Тарантино мне очень нравится. Особенно его диалоги. Блеск. Да не только он, много кто нравится.

Просто поделился тем, что пришло на ум. Может мне этот Джармуш тоже понравится. Кто знает?

16.08.2018 03:43
0

У Тарантино я тоже не вижу того однозначно-позитивного взгляда на Америку, о котором вы говорите))
И потом - на ярком солнце тени глубже.
Джармуш с Тарантино не подерутся) но уж очень разные.

16.08.2018 04:00
0

@anjar

Мой взгляд на Америку не имеет ничего общего с искусством. Это просто взгляд на то, насколько легко или трудно жить в определенной стране. В Америке легче просуществовать, найти работу и так далее, чем например в Мексике. Также тут берут более низкие налоги чем в Канаде или других европейских полу-социалистических странах. Разумеется тут нужно быть нацеленным на успех, готовым тяжело работать и так далее. Я, допустим, нашел первою работу через две недели после приезда, с почти нулевым знанием языка. И я ничего особенного из себя не представляю. Это не было хорошей работой, но дало мне возможность жить и содержать больную мать. У меня заняло десять лет борьбы добиться "хорошей работы" - работы программиста. Очень большой процент бывших советских эммигрантов здесь успешны в той или иной степени.

В Америке много людей, которые хотят стать актерами, спортивными звездами, манекенщицами, известными музыкантами и так далее. А если у них этого не выходит, они впадают в депрессию и опускаются. У них нет плана "Б".

Таких опустившихся людей здесь много, тех, которые ничего не хотят делать, а только жить за счет других. Естественно, если концентрироваться на этих людях, то картина представится неприглядная.

16.08.2018 04:43
0

Это понятно, но мы о разном.

16.08.2018 04:45
0

Не понимаю какое это всё имеет отношение к Джармушу, да и к тому, что вы сами пишете)
Человек везде остаётся человеком.

16.08.2018 04:58
0

@anjar Придется посмотреть и тогда сказать вам более детально. Может вы и правы и это совсем не относится.

16.08.2018 05:10
0

Если человек плачет - это не значит, что он не завтракал.

16.08.2018 05:21
0

@anjar хахах...

16.08.2018 06:44
0

@anjar Тарантино, вообще не занимается отражением Американской жизни. Он все придумывает, творчески перерабатывая существующую библиотеку американского кинематографа. Хорошим фильмом отражающим американскую жизнь является, например, комедия "Office Space" by Mike Judge.

16.08.2018 04:51
0

@mgaft1 обожаю этот фильм, "Офисное пространство", один из любимых, как и другие фильмы Майка Джаджа. К сожалению, с режиссером Джармушем не знакома, фильмы не видела) А по поводу "плохих-хороших" стран, человек даже в райском месте может быть одинок и несчастен, будь он бомж или миллионер, это ничего не меняет) Сын вот приехал из Парижа, где прожил месяц у друзей, сказал, что после первого очарования, через неделю начинаешь понимать, что важно не где живешь, а чем занимаешься и как себя чувствуешь при этом) мысль не новая, но каждый должен прожить ее сам)

16.08.2018 09:00
0

@sofya Париж мне с первого раза тоже не понравился. А дальше не знаю. Фильм начал вчера смотреть, как закончу то напишу впечатления.

16.08.2018 13:40
0

@mgaft1 ок)

16.08.2018 15:33
0

@mgaft1 dвот кстати, писала про этот фильм /ru--kino/@sofya/kriminalnaya-komediya-ofisnoe-prostranstvo-1999-g-ili-da-zdravstvuet-daunshifting

17.08.2018 06:28
0

Ваш пост поддержали следующие Инвесторы Сообщества "Добрый кит":
sharker, kibela, francisgrey, neo, narin, max-max, tymba, lelya, midnight, ruslandis, galina1, volv, tom123, vict0r, semasping, ladyzarulem, svinsent, ladynazgool, aivanouski, oksana0407, hyipov, amelina.elena, brika, bag, duremarr, abloud, atvalevsky, amidabudda, bylu, astramar, benken, andrzhej, ivanzar, sinilga, anandasurya, boliwar, irkinmick, silentspec
Поэтому я тоже проголосовал за него!

Узнать подробности о сообществе можно тут:
Разрешите представиться - Кит Добрый
Правила
Инструкция по внесению Инвестиционного взноса
Вы тоже можете стать Инвестором и поддержать проект!!!


Если Вы хотите отказаться от поддержки Доброго Кита, то ответьте на этот комментарий командой "!нехочу"


dobryj.kit теперь стал Делегатом! Ваш голос важен для всего сообщества!!!
Поддержите нас:

16.08.2018 09:51
0

@chaos.legion

Посмотрел фильм Stranger than Paradise

Забавный фильм, снятый вероятно на совсем ничтожный бюджет. Повествует о жизни людей, которые в Америке называется, white trash – (белый мусор). Вилли и Эдди – карточные шулеры – но самого низкого пошиба, которые могут обыграть разве что обычных лохов. Это подтверждается тем, что они не могут обыграть в карты старую тетку Вилли, которая очень точно их определяет как Good for nothing. (Ни на что не годные).

И она права. Они - безмозглые, туповатые, живущие только настоящим днем, и перебивающиеся случайным заработком. Внешне Вилли – эмоционально неуравновешенный хам. Внутренне – он в депрессии, разуверившийся в себе человек. Не знает что делать, куда идти, без плана на жизнь. Его тяготит одиночество и он скучает по семейной теплоте. Но он хочет отмежеваться от своего эмигрантского прошлого, которое у него связано с неустроенностью и бедностью, и не желает быть ассоциированным с чем-то венгерским.

Эдди более покладистый, довольно заботливый и милый, но как человек – пешка, и перекати поле, в полной эмоциональной зависимости от Вилли. Одна из забавных сторон этой картины в том, что Эдди чем то (в мимике, манере улыбаться, и так далее) напоминает Роберта Де Ниро. Видимо он был рожден в то-же время и вырос в той-же среде, что Де Ниро.

Ева приезжает из Будапешта. Аэропорт Кеннеди вообще не из лучших, но не знаю где режиссер нашел эту свалку или пустырь куда прилетела Ева с чемоданами, особенно рядом со взлетной полосой? Я часто туда летал и такого не видел.

У Евы хороший английский – она говорит почти без акцента. Это приводит к выводу, что она тоже – второе поколение и была рождена в Америке. Она производит впечатление человека более высокого полета. Одевается со вкусом, выбрасывает дурацкое платье, которое ей подарил Вилли. Но она попадает тяжелую, беспросветную ситуацию. В один из моментов она говорит “It’s a drag here.” То есть здесь тоскливо и скучно. Не удивительно. Огайо – один из самых скучных штатов.

Все три персонажа беспрерывно курят. Это тоже не по американски. Но опять же может быть тогда компания по бросанию курения еще не началась.

Потом, также по наитию, они решают поехать во Флориду, но до Майами не доезжают, а остаются, видимо, в местечке Дайтона Бич. Это ближайшее место по дороге из Огайо во Флориду, где есть собачьи бега. Режиссер постарался найти самый дрянной и грязный из возможных мотелей. Я приехал во Флориду в 1980. Она вовсе не производила впечатление такого заброшенного места. Все было очень благоустроено. Но, возможно, за десятилетие она сильно отстроилась. Такое бывает.

И вот по этому срезу жизни – этаких отбросов общества, режиссер делает какие-то обобщения о жизни вообще, о рае, и бла бла бла. На мой взгляд – это просто нелепо.

В свое время я работал в компании, которая обслуживала пенсии членов профсоюза киношных работников Голливуда. Там было правило, что чтобы получить бенефиты, он должен был проработать по крайней мере 400 часов в году. Но не все об этом знали, и многие люди сердились, если им по этой причине ничего не выплачивали. Один такой сердобольный гражданин так рассердился, что зашел в лифт и там накакал. Так вот делать выводы о жизни в Америке по этой картине, все равно что делать выводы об этой организации, в момент когда вы вошли в этот лифт, до того как экскременты и запах были убраны.

Возможно режиссер он был под впечатлением романа Ремарка «Тени в раю». Но у Ремарка совсем другая коннотация рая и теней.

Но, в общем, забавно. Я несколько раз смеялся от души.

16.08.2018 15:57
0

Читая комментарий, сначала даже обрадовался - интересно, когда статья разрастается, да и всё по делу и даже с душой) но вот затем "делает какие-то обобщения о жизни вообще, о рае, и бла бла бла. На мой взгляд – это просто нелепо." Значит - есть лишь одно мнение и одна Америка, да и искусство - только одно, которое нравится рецензенту) Америка здесь лишь как некий образ - не более того, но и не менее. И режиссёр на это имеет право, как и рецензент, конечно, имеет право на своё мнение, пока он не становится единственным носителем истины...
@mgaft1 это грустно...по вашей логике, большая часть произведений искусства - нелепо. Но они не социологическое исследования, хотя в итоге - намного глубже и точнее.

16.08.2018 17:39
0

@anjar Срез реальности этим режиссером делается не посередине жизненного пласта, а где-то с самого края. А экстраполяция делается на всю жизнь. С моей точки зрения - это неправильно.

Искуство как правило очень точно. Например "Тени в Раю" - совсем не идеализирует Америку, и если что насмехается над американцами, но в целом Ремарк попал в самую точку.

А эта вешь о маргиналах, в маргинальных обстоятельствах. Чего стоит этот черный парень, который, якобы, принял Еву за кого-то другого и вручил ей целый пакет грязных денег. Натяжка.

Но это же комедия. Для комедии - это ок.

16.08.2018 18:20
0

@mgaft1 - и Джармуш говорил, что это "чёрная комедия", и я упомянул, что многие критики называют фильм - комедией абсурда...потому ваши обобщения, выводы и претензии, мягко говоря, странны, произведение разбирают, исходя из жанра в котором оно создано...ну ок, так ок...

16.08.2018 18:29
0

@anjar Дорогой мой, я пытаюсь спорить, или намеренно как-то вас обидеть. Пишу то что думаю. То что приходит в голову по данной теме. Я вижу в этом фильме усиленный крен в направлении либерализма.

Ева прилетела в страну "американской мечты" - а вместо мечты вот тебе - паршивый грязный пустырь прямо рядом с аэропортом. Прилетела к "американскому" кузену - а он вместо того чтобы обласкать её, сводить и показать Нью Йорк, статую Свободы, Центральный парк, отнесся к ней откровенно по свински, запретил её играть музыку, говорить по венгерски. Вот вам - то что Америка, якобы, делает с людьми.

Мой двоюрный дед, приплыл в Америку в 1913 году, прямо в Нью Йоркском порту нашел узелок с драгоценностями. Он даже не удивился, потому что ему говорили, что в Америке золото под ногами валяется. По этому можно, конечно, сделать фильм, но такой фильм давал бы неправильное представление о положениие дел.

Весь фильм нагнетает отрицательное отношение к Америке, как под давлением нагоняют масло в Kentaki Fried Chiken.

На мой взгляд это не адекватный подход к материалу. Имеет ли режиссер на это право? Имеет. Но я тоже имею право выссказать мое мнение о его методах. И мне все равно что по этому поводу говорят американские критики.

Они вон в "Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем" видят тайную гомосексуальную связь, а в гусаке забежавшем в чужой огород, видят символ члена входящего в задне проходное отверстие. )))

16.08.2018 19:34
0

Всё с точностью наоборот. Джармуш влюбил огромное количество зрителей в Америку. Ну это, наверное, сложно понять, как это возможно...не понимая, что его фильмы - это и высокая поэзия и музыка, а не политагитка.

16.08.2018 19:41
0

@anjar Могу видеть только то, что вижу. Рад бы в рай, да непускают. )))

Не вижу здесь ни поэзии ни музыки, да и Америку то едва вижу. Вот Shawshank Redemption - это действительно поэзия. А это кино - просто карикатура.

16.08.2018 21:30
0

Сочувствую

16.08.2018 22:18
0

@anjar Да что уж, уж куда уж, уж ладно уж... )))

16.08.2018 22:28
0

Ок)

16.08.2018 22:33
0
Моя страницаНастройкиВыход
Отмена Подтверждаю
100%
Отмена Подтверждаю
Отмена Подтверждаю